Характеризуется гиперкинетическая форма ДЦП преимущественным поражением подкорковых отделов мозга (структур стриопаллидарной системы).
Мышечный тонус изменчив, колеблется часто между нормотонией и гипотонией, наблюдаются приступы повышения мышечного тонуса, перемежающиеся спазмы, обусловленные изменяющейся активностью на фоне гипотонии тонических рефлексов.
Позотонические рефлексы при такой форме выражены слабо. У детей с такой формой ДПЦ движения неловки, которые сопровождаются двигательными излишними реакциями. Может быть, в зависимости от характера гиперкинез более выражен в дистальных отделах конечностей или проксимальных, мышцах шеи, мимической мускулатуре.
Гиперкинезы различают типа — торсионной дистонии, атетоза, хореи, хореоатетоза. При гиперкинетической форме часто наблюдаются расстройства речи.
Психическое развитие в данной форме меньше страдает, чем при других. Часто данная форма ДЦП связана с гемолитической болезнью младенца, обусловленной иммунологической несовместимостью между кровью матери и плода.
Гиперкинетическая форма ДЦП характерна отсутствием деформаций суставов и контрактур в покое. При смене положения конечностей и психическом возбуждении происходит топическое резкое сокращение мышц с патологической установкой на деформацию или контрактуру сегментов руки. С окончанием воздействия всех факторов, которые провоцируют повышение тонуса, положение, вынужденное сегментов конечностей устраняется самопроизвольно, иногда до гиперкоррекции.
При гиперкинетической форме церебрального паралича развиваются очень рано экстензорные межфаланговых суставов подвывихи пальцев кисти. У больных детей характерна «вычурная» поза из — за нефиксированного в плечевых суставах отведения, которая затрудняет способность руки к схвату, а также другим целенаправленным действиям.
Гиперкинетическая форма характеризуется расстройством речи по — эмоциональной лабильности, вегетативными нарушениями и гиперкинетической дизартрии.
У больных сформировано недостаточно вербальное мышление из – за нарушения развития речи, не развита кистевая манипулятивная функция, зрительно-пространственные нарушения. Больные дети начинают переживать рано свой двигательный дефект. В быту, как правило, они зависят от своих окружающих, но весьма упорны и способны приспосабливаться, используя разные внешние обстоятельства. Они успешно по общеобразовательным программам учатся.
Нарушение речи – это основная сложность в коммуникации. Иногда наблюдаться нарушения слуха. Подростки с возрастом обучаются гашению частичному гиперкинезов и успешно после окончания школы обучаются в вузах. У таких детей прогноз зависит во многом от выраженности и характера гиперкинезов.