Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание у детей дошкольного возраста

Заикание у детей дошкольного возраста вызывает у родителей смущение и тревогу, а также у самих деток проблемы в общении. Часто родители о заикании ребёнка начинают беспокоиться либо слишком рано, либо же достаточно поздно, преувеличивая или же обосновано. Давайте рассмотрим время, причины появления заикания необходимые действия при этом.

Заикание у детей дошкольного возраста — появление

Появление заикания начинается в период становления речи примерно с 3-4 лет. Это появляется у некоторых детей уже с 2-х, а порой и в 5 лет. Становится это сильно заметно в период стараний ребенка говорить предложениями. Более распространено заикание среди мальчиков.

Заикаться дети могут от пару недель и до нескольких месяцев. Проблема заикания пройти может уже к 5 годам, однако встречаются иногда и длительные проявления. Только малое количество детей к поступлению в школу имеют проблему заикания.

Но, несмотря на страх перед данным термином, среди детей случаи заикания весьма редки – примерно 5%. У ребенка явным признаком стать может его невозможность «выбраться» так сказать из первого звука: «м…м…мало». Обращать свое внимание стоит и на сопровождающие при этом физические движения. Ребёнок может напрягать челюсти, сжимать кулаки, двигать головой вперёд. Все это показатели заикания. Дети могут также тянуть слог или обрывать слово, даже не договаривая последующие слоги. Но если у ребенка заикание все чаще происходит и только ухудшается, тогда это становится уже серьёзным поводом для беспокойства.

Заикание у детей дошкольного возраста может иногда проявляться, когда у них есть слишком много информации, они хотят ею поделиться и спешат рассказать ее. В таком случае есть риск, что это может у них войти в привычку, хотя это не настоящее заикание. «Заиканием» могут иногда называть и повторение слов. Такие случаи обусловлены излишним возбуждением: «Я-я-я это хочу!». Этот повод «заикания» с повторением первого слога или целого слова не является примером классического заикания.

Зачастую ассоциируют заикание с низким уровнем интеллекта, однако это не является взаимозависимым аспектом.

Причины заикания у детей

Однозначного ответа о причине заикания практически невозможно. Хотя предполагается влияние следующих факторов:

  • копирование заикающихся авторитетных людей для ребёнка: брата, героя мультика и т.п.;
  • генетическая предрасположенность;
  • стрессовые условия: постоянные ссоры, крики, наказания перебивают процессы торможения и возбуждения. В 80% сбой речи зависит от психологических проблем ребёнка таких, например как появление в семье второго ребёнка;
  • языковые проблемы, другая речь, задержки в развитии речи;
  • отличия в процессе обработки мозгом языка: проблемы с тем, как взаимодействуют «послания» мозга с частями тела, мышцами которые участвуют в речи.

Необходимые рекомендации родителям

Родителей должно побудить длительное заикание, а также его ухудшение обратиться к специалисту. Это сначала может стать педиатр, потом детский психолог или невролог и логопед. Не нужно ждать, что всё само собой пройдёт. А то за этим может последовать у ребенка глубокие психологические травмы.

Необходимо в обыденную жизнь ребенка внести некоторые предосторожности:

  • при обнаружении проблем разного уровня с речью родителям необходимо оставаться спокойными: семейная жизнь должна быть более спокойной даже включая её темп. Не только вы тогда успокоитесь, но и сам ребенок станет спокойным, что является необходимым для лечения заикания. Ваш ребёнок должен ощущать дружелюбие и любовь семьи;
  • стоит также говорить с ребёнком медленно, спокойным тоном, почти по слогам, понятно и плавно. Избегайте требований к малышу говорить медленно, такие просьбы как «перевести дыхание»  лишь привлечёт больше внимания ребенка к проблеме с речью. Спокойно говорить надо не только с дитем, но и с другими людьми в его присутствии;
  • если ваш ребёнок ходит уже в детский сад или тем более в школу, очень важно поговорить с его воспитателем, учителем, чтобы он на время лечения перед классом уменьшил количество разговорных стрессовых ситуаций;
  • нельзя в семье позволять другому ребёнку дразнить заикающегося;
  • нужно давать достаточно отдыхать ребенку: полноценный сон способен снизить напряжение, а вот его недостаток только усугубит заикание;
  • не требуйте от ребёнка все время «говорить правильно»: его речь не должна у него вызывать напряжения, должна успокаивать его и быть в радость;
  • не предлагайте ребёнку перед тем, как сказать что – то «подумать»: будет эффективнее своим примером показать ему, как соблюдать перед ответами паузу;
  • не перебивайте говорящего малыша и не заставляйте его свою фразу начинать заново;
  • разрешите ребёнку разговаривать с самим собой, чтобы он закончил предложения мысли;
  • не заставляйте малыша читать или говорить тогда, когда ему неудобно или ухудшается проблема с заиканием. Дайте ему лучше возможность помолчать. Есть у логопедов особая методика — для обретения в речи спокойствия режим молчания: общение у них происходит с помощью записок и жестов. Правда такая методика применяется лишь для малышей от 5 лет, помладше необходимый длительный общаться жестами и период молчания не смогут соблюсти;
  • время еды может стать также временем для общения: это намного полезнее, чем радио или телевизор;
  • нужно дать ребёнку время помолчать: пускай он займётся тем, что нравиться ему и не требует речи;
  • не нужно «забрасывать» вопросами ребенка: это создаст напряжение, которое способно спровоцировать у него проявление заикания — вопросы задавайте медленно и постепенно;
  • во время общения с ребёнком очень важно сохранять зрительный контакт с ним: при его заикании не отводите глаза и не показывайте ему своё огорчение;
  • будьте предельно внимательны к речи малыша, замечая любые изменения: для вас это единственный способ помочь ребёнку.

Активной помощи при детском заикание требуется от взрослых понимание в сочетании с тихим поведением. Заикание может, конечно, возникнуть и у взрослых, мнительных, тревожных, в темах на которые он не готов говорить, с ускоренным темпом речи. В любом случае — вовремя заняться данной проблемой.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>