Итак, в разных культурах отношение к сексу и его роли в жизни общества весьма различно: одни народы находят в нем средство самовыражения, другие — путь к постижению высшего духовного начала, третьи — метод сохранения здоровья, четвертые — только способ продолжения рода. Несомненно, секс в жизни общества играет важную биологическую роль, а именно, является способом выживания, сохранения человека как биологического вида. Но, будучи необходимым для выживания вида, секс не столь существенен для выживания индивидуума. Без секса можно жить. Но нужно ли?
В ранних сексологических теориях использовалось понятие «половой инстинкт». Многие исследователи того времени связывали его с потребностью организма освобождаться от продуктов своей жизнедеятельности: половые железы вырабатывают семя, от которого следует периодически избавляться, как от мочи, фекалий и т.д. Эти теории были популярны, когда официально считалось, что женщина асексуальна. Но, видимо, некоторые ученые все-таки предполагали, что женщина вступает в половые отношения, не просто уступая мужским домогательствам, а по собственному желанию.
Появилась другая теория, объясняющая сексуальность, свойственную обоим полам, стремлением к продолжению рода. Половой инстинкт был переименован в «репродуктивный», или инстинкт продолжения рода. Но эта теория игнорировала такие проявления сексуальности, / как гомосексуализм и мастурбацию (правда, в те времена они счита- лись явной патологией).
Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, впервые выделил такое понятие, как половое влечение — либидо, отделив его от «репродуктивного» и «полового инстинкта». Половое влечение Фрейд отнес к области бессознательного, где царит .принцип удовольствия. Этим понятием мы пользуемся и сейчас.