Микродинамика восприятия выступает и как процесс выдвижения и верификации перцептивных гипотез. Его особенности проявляются в специфике вербальных описаний тест-объектов на разных стадиях ППП и в типологии ошибок опознания.
В ходе микровосприятия характер и число выдвигаемых гипотез меняются. Во-первых, их содержание становится все более и более определенным; на ранней стадии микрогенеза тест-объект воспринимается как изменение яркости протяженного участка поля зрения, на средней — как плохо различимая цифра или буква, на финальной — как цифра с отчетливо дифференцируемыми деталями.
Во-вторых, на разных стадиях микрогенеза возможно выдвижение разного числа перцептивных гипотез: на начальных и финальных фазах оно минимально, на средних — максимально.
Процесс выдвижения полноценных перцептивных гипотез опирается на выделение как локальных особенностей тест-объектов («ошибки конфигурации»), так и на их «глобальные» свойства (асимметрия ошибок), совершается последовательно от простого содержания к сложному и зависит от индивидуального опыта наблюдателя.
Роль наблюдателя в организации процесса зрительного микровосприятия особенно наглядна в тех случаях, когда в экспериментах либо принимают участие неопытные испытуемые, либо экспериментатор «забывает» дать инструкцию, либо эксперименты проводятся в абсолютной темноте.
В первые декады предъявлений наблюдатели вообще затрудняются определить содержание вспыхивающих тест-объектов, постепенно настраиваясь на адекватное отражение стимульных паттернов. Установление нового рабочего диапазона восприятия связано с построением соответствующей перцептивной схемы.
Ее отсутствие ведет к дезориентации индивида в ситуации, которая выражается, с одной стороны, в инверсии временных отношений стимульных паттернов (тест воспринимается как появляющийся раньше метки или одновременно с ней), а с другой — в функциональной слепоте или искажении цифры (она может либо не восприниматься вообще, либо восприниматься как буква, геометрическая фигура и т. п.).
Трудности ориентировки неинструктируемых испытуемых вызываются и отсутствием адекватного перцептивного плана, задающего «опорные точки» ситуации и способ их вычленения.
За скоротечными преобразованиями зрительного поля обнаруживается совокупность разномодальных субпроцессов, объединенных общим информационным (предметным) содержанием и направленностью.
Подобное образование складывается в ходе тренировочных серий, существует в виртуальной (схематизированной) форме и в пробах основного эксперимента проявляет себя в индивидуально-оптимальном способе восприятия.
Но даже у обученных испытуемых оно всегда остается недоопределенным. Не только структура зрительного поля, но и перцептивная мотивация, установка, схема, план исполнительные звенья специфицируются в процессе микровосприятия.
По существу, все три гипотезы о способах преобразования зрительного поля, сформулированные в начале раздела 4, получили подтверждение. Они отражают различные проекции одного и того же целого — элементарного акта зрительного восприятия.